Произведения Герцена 30-х годов — это романтические произведения. Однако романтизм их имел не пассивный, а общественно активный, наступательный характер. Несмотря на Общую романтическую окраску, в творчестве 30-х годов уже с сильны и реалистические элементы. В Вятке впервые появляются наброски, отрывки, целые произведения обличительного
характера, написанные с иронией, даже сарказмом. Обращается Герцен и к жанру статьи, очерка, заметки. Из литературных жанров преобладают очерки, насыщенные лирическим и публицистическим элементом («Встречи»), дневники («О себе», «Из дневника»), аллегории-миниатюры романтического характера («Это было 22 октября 1817 г.»), легенды («Легенда о св. Феодоре»), повести («Елена»), статьи («Симпатия»), автобиографические наброски, сцены в стихах, драматические сценарии и т. п. 5 августа 1836 г. он сообщает невесте: «Я очень занят литературным трудом». И действительно, в Вятке было написано 15 новых произведений, переделано и завершено 3 более ранних. Главное внимание уделяется очеркам, рассказам. Много в них еще неслаженно, но все глубоко самобытно, свежо. Стилевая ткань этих произведений сложна. Романтические элементы переплетаются в них с реалистическими, патетика с иронией, документальность с фантастикой.
В Вятке Герцен переделал написанные им в тюрьме два произведения: «Первая встреча» (или «Германский путешественник») и «Легенда». В «Первой встрече», переработанной 20 июня 1836 г., писатель решает вопрос об отношении к искусству, рассказывая о встрече «путешественника» с Гете, творцом «Фауста», и одновременно апологетом, который не принял французскую революцию и удалился «от всех политических предметов». Гете для героя очерка и велик и мелок, потому что далек от жизни, от общественной борьбы. А назначение искусства, по мысли Герцена, в том, чтобы отражать общественную жизнь.
«Симпатии всему великому требую я от гения. Великий человек живет общею жизнью человечества; он не может быть холоден к судьбам мира, к колоссальным обстоятельствам; он не может не понимать событий современных, они должны на него действовать, в какой бы то форме ни было».
В этих словах Герцен как бы выражает программу своей деятельности, свое отношение к литературе, к освободительной борьбе. Второе произведение подверглось переделке в марте 1836 г. «В «Легенде» я прибавлю новый опыт души, там я хочу выразить, как самую чистую душу увлекает жизнь пошлая, такая, которую я веду здесь. Жизнь та же, которую ведут все». Однако «Легенда» переросла замысел автора. В ней он поднял вопрос об общественно полезной деятельности для блага человечества. Решает его писатель не без влияния религиозной литературы, к которой склоняло Герцена общение с Витбергом и переписка с невестой, серьезной, религиозной и экзальтированной девушкой. Так, Герцен читает и это время, наряду с Пушкиным, Жуковским, Шиллером, Гете, Шекспиром, и книги религиозного характера. Отталкиваясь от житейского сюжета, в «Легенде» писатель далеко выходит за рамки агиографической литературы. Он придает общественной идее религиозную форму. В центре произведения образ христианской подвижницы Феодоры, которая, чтобы искупить свой грех (неверность мужу), уходит в монастырь под именем инока Феодора. Кротость, терпение, а главное трудолюбие («работать и трудиться», — говорит она), сила духа — ее добродетели. Герцен, рисуя образ героини, ратует за прощение грехов виновному, за мягкое, гуманное отношение к женщине. Особенно важен для идеи «Легенды» образ игумена. Это — «сильная огненная душа», одержимая одной мыслью — «сделать из души своей храм Христу, то есть храм человечеству», переделать общество, пересоздать его силою человека. Верный этим принципам игумен проповедует любовь, равенство, справедливость. Герои «Легенды» совершают подвиги самопожертвования во имя светлого, человеческого, справедливого. Но идея перевоспитания человека дана пока в произведении в утопическом плане (чувствуется влияние Сен-Симона). Однако облеченная в библейскую форму, она свидетельствует не столько об идеалистических воззрениях писателя, сколько может быть рассмотрена как форма, в которой выражены политические искания А.И. Герцена. Не случайно в законченном в Вятке в это же время (10 марта 1836 г.) социально-политическом очерке «Вторая встреча» (или «Человек в венгерке») нарисован образ бунтаря. Описана встреча в Перми с политическим ссыльным поляком Цехановичем, - «мужчиной лет сорока, в черной венгерке», поразившим писателя твердостью, стойкостью и выносливостью характера. Герцен до глубины души был потрясен исповедью Цехановича:
«Да, я много страдал, но не несчастен. Несчастны они в своем счастии, а мы счастливы! С гордостью смотрю я на душу мою, всю в рубцах от гонений и бедствий, — ибо совесть моя чиста, ибо я, как воин, ни разу не бежал с поля несчастий».
Лирико-патетический взволнованный тон сменяется ироническим, когда Герцен переходит к описанию общества, окружающего Цехановича.
В Вятке в 1836 г. Герцен пишет «Третью встречу» («Мысль и откровение», или «Швед»), посвященную А. Л. Витбергу; «I Maestri» («Учителя»). «Эта статья несравненно выше всего писанного мною, это — живое воспоминание, горячий кусок сердца. Совсем чужие люди были увлечены до слез — вот моя награда», — писал он невесте 1 июля 1837 г. об очерке «Учителя». Это не только рассказ о встрече с поэтом И. И. Дмитриевым в 1833 г., с архитектором А. Л. Витбергом в 1835 г. и знаменитым В. А, Жуковским в 1837 г., но и сатира на Тюфяева — «Калибана-гиену». Статья через Е. Г. Левашову была направлена В. А. Жуковскому. Как сообщал А. И. Герцен Н. А. Захарьиной 11 января 1838 г. из Владимира, «Жуковский, прочитав «I Maestri», сделал на тетради отметки: вот драгоценность — жаль, что я не видал». 22 октября 1836 г., в день рождения Натальи Александровны, Герцен создает лирическую миниатюру «Это было 22 октября 1817 года», встреченную ею восторженно.
В ссылке он пишет «Письма о Казани, Перми и Вятке», «Письмо из Вятки», вынашивает замысел большого автобиографического произведения. 27 апреля 1836 г. сообщает Захарьиной о замысле «весьма важной статьи, может, для развития которой нужно написать целый роман». 29 июня 1836 г. сообщает план этого произведения: с 1812 до 1825 — ребячество, 1825—1834 — годы учения, с 1834— годы странствия, эпоха любви. 20 октября 1837 г. он уже окончил первую часть под названием «Дитя». Затем эта часть превратилась в повесть «О себе» — итог автобиографических опытов 30-х годов. А затем на ее основе были созданы «Записки одного молодого человека», «Еще из записок одного молодого человека» и «Былое и думы». Самым крупным произведением вятской поры является повесть А. И. Герцена «Елена» с посвящением А. Е. Скворцову в память вятской жизни. Это обличительная светская повесть, типичная для 30-х годов.
В центре произведения — образ красивой, но бедной Елены, жизнь которой загублена молодым князем, высланным из столицы, страдающим от неудач на поприще государственной деятельности из-за придворных интриг.