Замечательный русский поэт Николай Алексеевич Заболоцкий родился 24 апреля 1903 года в городе Казани, в семье агронома. Отец будущего поэта, Алексей Агафонович, был человеком патриархальных взглядов, часто его требование порядка граничило с суровым обращением с детьми. Он выступал сторонником за борьбу с безграмотностью среди крестьян. Его мать, Лидия Андреевна, до замужества работала школьной учительницей и по своей натуре была человеком прогрессивных взглядов, деятельным и не отвергающим революционные взгляды. Всю свою энергию Лидия Андреевна перенесла на семью, в которой было шестеро детей.
Свое детство будущий поэт провел в селе Сернур Уржумского уезда Вятской губернии. В Уржуме Николай Заболоцкий получил образование в реальном училище, после окончания которого он принял решение продолжить обучение в одном из Московских университетов.
Отец мальчика видел в нем своего будущего преемника-агронома, он часто брал его с собой в поездки по деревням, сельским полям и лесам. Именно в то время Николай всей душой полюбил родную природу, научился видеть самые тайные ее проявления, а также ближе познакомился с нелегким трудом крестьян. Мечта отца так и не сбылась, агрономом Николай не стал, зато в тайне от родителей ему нравилось проводить «естественнонаучные» опыты и еще, будучи школьником, он мог часами читать книги и с удовольствием писал стихи.
Приехав в Москву, он сдает экзамены и поступает сразу на два факультета Московского университета — на филологический и на медицинский факультеты. Оказавшись в Москве, Николай сразу же окунулся в среду насыщенной литературной и театральной жизни. Он восхищался выступлениями В. Маяковского, С. Есенина и прочих представителей футуризма и имажинизма. Сам Заболоцкий еще в школе начал писать свои первые стихи, а здесь в Москве он всерьез увлекся творчеством Блока и Есенина и пытался даже им подражать.
В 1921 году Николай Заболоцкий переехал из Москвы в Ленинград, где поступил в Герценовский педагогический институт. Став студентом, он сразу же стал принимать активное участие в работе литературного кружка, но в то время собственного пути в поэтическом творчестве он еще не определил. В 1925 году Николай Заболоцкий окончил Герценовский институт.
Творческая деятельность поэта Николая Алексеевича Заболоцкого
Находясь в Ленинграде, он стал тесно общаться с группой молодых поэтов, представителей «Объединения реального искусства». В то время члены данного объединения были достаточно известны публике, благодаря чтению стихов, написанных собственноручно. Сближение с представителями «Объединения реального искусства» во многом способствовало Николаю Заболоцкому найти свой путь в поэтическом творчестве.
Так, уже к началу 1926 года период подражаний видным поэтам того времени у Заболоцкого закончился, ему, наконец-то, удалось найти свой оригинальный поэтический метод. В конце 20-х годов ХХ века основной темой его стихотворений стали реальные зарисовки городской жизни, с присущими ей контрастами и противоречиями. Для выходца из сельской местности, городская среда всегда представлялась то чужой, то необычайно живописной. Даже в строках письма к своей будущей жене Е. В. Клыковой он писал: «Знаю, что запутываюсь в этом городе, хотя дерусь против него». Со временем положение Николая Заболоцкого в литературных кругах Ленинграда существенно укрепилось. Тогда вместе со своей семьей, женой и детьми, он жил в «писательской надстройке» в самом центре города, на канале Грибоедова.
Увлекался поэт Николай Заболоцкий и философской лирикой, в частности, ему нравилась поэзия Державина, Пушкина, Баратынского, Тютчева, Гете и Хлебникова. Он любил читать научные работы, посвященные философским проблемам естествознания, в связи с чем серьезно и глубоко изучал труды Энгельса, Вернадского, Григория Сковороды, а позднее познакомился и с работами К. Э. Циолковского, которые произвели на поэта неизгладимое впечатление. Он даже написал письмо ученому Циолковскому, которое содержало такие строки: «...Ваши мысли о будущем Земли, человечества, животных и растений глубоко волнуют меня, и они очень близки мне. В моих ненапечатанных поэмах и стихах я, как мог, разрешал их».
В итоге изучения работ ведущих мыслителей, у Николая Заболоцкого появилась своя натурфилософская концепция. Согласно его теории, мироздание представляет собой единую систему, которая объединяет все живые и неживые формы материи, находящиеся в вечном взаимодействии и взаимопревращении. Развивается этот сложный организм по направлению от первобытного хаоса к гармоничной упорядоченности всех элементов. Основную заботу о преобразовании природы должен нести сам человек, но своей деятельности человек «должен видеть не только ученицу, но и учительницу». Так, в поэме Заболоцкого под названием «Торжество земледелия» автор утверждает, что задача разума начинается с процесса совершенствования селовеческого общества и только затем социальная справедливость переходит на отношение человека к животным и всей природе.
Наряду с этим, Заболоцкий сотрудничает с издательством детской литературы, в частности, с такими журналами для детей, как «Чиж» и «Еж». Он пишет свои первые детские книги, как в стихах, так и в прозе - «Змеиное молоко», «Резиновые головы» и другие детские книги. В 1929 году Николаю Заболоцкому удалось выпустить сборник своих стихов под названием «Столбцы», а позднее вышел и другой его сборник - «Вторая книга».
Случилось так, что поэт и писатель Николай Заболоцкий был незаконно репрессирован. В марте 1938 года его арестовали и надолго оторвали от семьи и свободного человеческого существования. Тогда его обвиняли в написании критических статей и рецензии, которая существенно искажала идейную направленность его поэтического творчества. Годы репрессии он провел на Дальнем Востоке, на Алтае, а также в Караганде. Лишь спустя восемь лет поэту удалось вернуться в Москву. Тем не менее, годы, проведенные Заболоцким вдали от столицы, не прошли даром. Именно в тот период он написал такие произведения, как «Метаморфозы», «Лесное озеро», «Утро», «Я не ищу гармонии в природе» и другие.
Следует сказать и о том, что в последний период своей творческой деятельности поэт Николай Заболоцкий неоднократно посещал Грузию. Он усердно и кропотливо работал над переводами не только грузинских поэтов-классиков, но и современников. Одним из наиболее известных его переводов стал поэма для юношества Ш. Руставели «Витязь в тигровой шкуре». Кроме того, Заболоцкий автором перевода книг Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», а также романа де Костера «Тиль Уленшпигель».
На протяжении всей своей жизни Николай Заболоцкий оставался искренне предан поэтическому искусству, он никогда не прекращал работать над совершенствованием собственного поэтического мастерства. Любовь Заболоцкого к поэзии была настолько сильна, что никакие жизненные преграды и перипетии не могли заставить его оставить милое сердцу занятие.
За несколько дней до своей смерти поэт написал литературное завещание, где точно указал, какие из написанных им произведений должны войти в итоговое собрание сочинений, также автор указал и само название книги.
Умер Николай Алексеевич Заболоцкий 14 октября 1958 года от сердечного приступа, поэт был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. После смерти Заболоцкий был официально признан советским классиком, а его поздние стихи и переводы неоднократно переиздавались в течение долгих лет.