В беседе со своим приятелем Пантелеевым писатель главное значение вятской ссылки определил следующими словами: «Она сблизила меня с действительной жизнью и дала много материалов для «Губернских очерков», а ранее я писал вздор». Действительно, знаменитые «Губернские очерки», написанные вскоре по приезде в Петербург и напечатанные в «Русском вестнике» за подписью «Н. Щедрин» в 1856 —1857 годах, выросли из вятского материала.
Многие исследователи и мемуаристы предполагают, что в Вятке писатель создал ряд сцен, набросков из этого цикла. Лидия Николаевна Спасская, в доме родителей которой (Иониных) писатель часто бывал, в своих воспоминаниях пишет: «Слыхала я также догадки, что часть очерков была написана Михаилом Евграфовичем еще в Вятке. Мать моя, которую он называл в очерке Верою Готлибовною Пройминою, рассказывала, что иногда и в разговоре М. Е. называл ее этим вымышленным именем и на ее удивленный вопрос, почему он так зовет ее, обыкновенно отвечал, что это имя более бы подходило к русской немке». Конечно, если часть очерков и была уже создана, писатель все равно не мог напечатать их, живя в Вятке, из-за явной критической направленности их. С. А. Макашин в первом томе биографии Салтыкова-Щедрина отмечает, что некоторая часть очерков была написана, «заготовлена» писателем еще в Вятке: «Пусть это были, скорее всего, черновые редакции, предварительные наброски — суть дела не меняется. Только наличием рукописных заготовок, эскизов, планов можно, думается нам, объяснить ту исключительную быстроту, с которой Салтыков создал сразу же по возвращении из Вятки свое монументальное произведение». Известно также, что некоторые листки очерков были написаны на бланках тайного советника Вятского губернского правления. По словам Анненкова, очерки были порождены «жаром негодования, добытого в Вятке». Вятичи легко узнавали в них самих себя. В князе Чебылкине все увидели губернатора Семенова, в Порфирии Петровиче Харченко — советника питейного отделения Макарова, в Линкине — учителя гимназии Томилина, в генерале и генеральше Голубовицких — губернатора Середу и его жену, в Ижбурдине — купца Ижболдина, в Бетси — невесту писателя Лизу Болтину, в Михаиле Трофимовиче Сертакове угадываются некоторые черты самого Салтыкова. Не случайно учитель М. И. Шимановский писал из Вятки своему другу, известному критику Добролюбову, что «очерки известны по всей Вятской губернии, даже станционным смотрителям и ямщикам почтовым».
Однако писатель был недоволен теми, кто видел в «Губернских очерках» одни только личности. Как бы ни были герои близки к прототипам, перед нами глубоко типичные характеры, четко разделенные на три группы: чиновники, помещики, народ со всеми присущими им чертами. Все триста персонажей очерков связаны двумя сквозными образами: Крутогорска и рассказчика — надворного советника Николая Ивановича Щедрина. Писатель подробно исследует, изучает социальную природу каждого явления, каждого сословия, класса.
Прежде всего он широко знакомит читателя с крутогорскими чиновниками, давая им чрезвычайно выразительную общую характеристику: «Это люди ограниченные, со сплюснутыми черепами, пришибленные с детства, что не мешает им, однако ж, считать себя столпами общественного благоустройства и спокойствия и с остервенением лаять на всякого, у кого лоб оказывается не сплюснутым».
Рисуя разные типы чиновников — от «пескарей» до «осетров», — писатель показывает характерное для них всеобщее взяточничество. Взятки берутся решительно за все и решительно всем: и деньгами, и одеждой, и живностью, и даже служебными местами. Лозунг чиновников: «Никакого дела, пусть оно самое святой паски святее, не следует делать даром. Хоть гривенник, а слупи, руки не порти».
В «Первом рассказе подьячего» речь идет о чиновнике Иване Петровиче, который брал взятки даже за мертвое тело, найденное на дороге. А Порфирий Петрович Харченко не только взятками, но «ни воровством, ни доносами, ни сыском» не брезговал. Писатель выводит на сцену и крупных чиновников, которые сами не берут взяток, но грабеж народа возводят в систему, как «озорники» в одноименном очерке, которые заявляют: «У нас не взятки, а администрация».
Писатель разоблачил и невероятное чинопочитание и пресмыкательство перед вышестоящими, беззастенчиво царящее в этой среде: «Случается, что его превосходительство не совсем благосклонно смотрит на эти поклонения, находя, что они вообще не относятся к делу, но духа времени, — пишет сатирик, — изменить нельзя: «Помилуйте, ваше превосходительство, это нам не в тягость, а в сладость».
Но Щедрин увидел среди чиновников не только помпадуров, но и униженных, «маленьких людей» типа Техоцкого в очерке «Княжна Анна Львовна» или бедного приказного в рассказе «Первый шаг», для которого покупка сапог превращается в проблему жизненной важности.
В «Губернских очерках» писатель вывел также ряд сатирических образов дворян-помещиков: проходимцев живновских, буянов забиякиных, сутяжниц музовкиных, высокомерных бочонковых и многих других спесивых, хвастающихся своей дворянской костью людишек. Так, ничтожный дворянин Бочонков хамски третирует купца Хрептюхина: «Я на следующей станции на твое место в карете сяду, а ты ступай в кибитку. Потому что ты как там не ломайся, а у меня все-таки кости дворянские, а у тебя холопские».
Сатирик разоблачает «лишних людей» из дворян: карепановых, лузгиных, буеракиных, постепенно превратившихся в «червяков», которым «на жизненном пире не случилось места».
Растленному быту чиновников, помещиков, купцов им противопоставлена моральная красота народа.
Щедрин не идеализирует народ. Во многих очерках писатель правдиво рисует его тяжелую жизнь, задавленную непосильной нуждой. Он показывает темноту народных масс, суеверие, забитость, но в то же время подчеркивает, что в народе живет и мечта о правде, свободе, лучшей доле, мечта, которая нередко выражается в религиозно-церковной форме— хождении на богомолье, странствиях, во времена Щедрина весьма распространенных в Вятской губернии. Писатель не скрывает своей любви к народу: «Я вообще чрезвычайно люблю наш простодушный народ и с уважением смотрю на свежие и благодушные типы, которыми кипит народная толпа».
В разделе очерков под названием «Богомольцы, странники и проезжие» Н. А. Добролюбов увидел великолепный контраст между простодушной верой, живыми сильными чувствами простолюдинов и надменной ограниченностью генеральши Дарьи Михайловны, гадостным фанфаронством откупщика Хрептюгина. «Тут нет сентиментальничанья и ложной идеализации, — подчеркнул он. — Народ является как есть, со всеми недостатками, грубостью, неразвитостью. Эти бедные, невежественные странники, эти суеверные крестьяне возбуждают в нас не насмешку, не отвращение, а жалость и сочувствие».
Надворный советник Николай Иванович Щедрин — обозреватель крутогорской жизни и участник изображаемых событий — выступает в очерках как демократ и человек действия, призывающий содействовать прогрессивным преобразованиям. Но успех очерков объясняется не только этим, но и беспощадностью обличения русской действительности. И хотя в очерках действие происходит в городах Вятке (Крутогорске), Орлове (Кречетове), Слободском (Черноборске), Глазове (Окове), Сарапуле (Порецке), читатели без труда усматривали в них всю Россию.
Чернышевский и Добролюбов, посвятившие «Губернским очеркам» специальные критические статьи, увидели в них очень много правды, подчеркнули, что они представляют собой не просто сатирический поход против взяточничества, как пытались истолковать очерки либералы, а обличение всякого рода «пагубных обстоятельств», в которые поставлены люди, глубокое раскрытие их социальной психологии.
Николай Гаврилович Чернышевский писал: «Губернские очерки» мы считаем не только прекрасным литературным явлением — эта благородная и превосходная книга принадлежит к числу исторических фактов русской жизни». А Тарас Шевченко, понимая, что «Губернские очерки» положили начало сатирической деятельности Салтыкова, восхищенно отмечал: «Как хороши «Губернские очерки». Я благоговею перед Салтыковым. О Гоголь, наш бессмертный Гоголь! Какою радостию возрадовалась бы благородная душа твоя, увидя вокруг себя таких гениальных учеников своих. Други мои, искренние мои! Пишите, подайте голос за эту бедную, грязную, опаскуженную чернь, за этого обруганного, бессловесного смерда!»
Кроме «Губернских очерков», в основе которых лежит вятский материал и которые частично начали создаваться уже в годы ссылки, в Вятке в 1849 г. была закончена Салтыковым крупная повесть «Брусин». Черновая рукопись, хранящаяся в Пушкинском доме, заключена в обложку-документ «Подписной лист пожертвований на покрытие расходов по Вятскому подвижному государственному ополчению». На обложке написано: «Черновик переписанной повести «Брусин», 1849 года». А на заглавном листе беловой рукописи шрифтом «Вятских губернских ведомостей» напечатано: «Брусин. Рассказ М. Е. Салтыкова, 1849 год».
В повести «Брусин» поставлен вопрос об отношении к жизни. Писатель не принимает романтического отношения к жизни молодого интеллигента Александра Андреевича Брусина, романтика в душе, романтика во всех своих действиях.
Беспочвенность его восприятия жизни ярко проявилась в его безуспешных попытках сделать из сумасбродной Ольги, девицы легкого поведения, «женщину в высоком значении этого слова». В сравнении с героями юношеских повестей Нагибиным и Мичулиным Брусин явно мельче, автор называет его любовь к Ольге «любовишкой», к самому герою относится несомненно иронически.
Писатель не принимает эмпирического отношения к жизни и другого героя повести — Николая Ивановича, выступающего с требованием «избегать крайностей» и «покоряться обстоятельствам». С Николаем Ивановичем спорит «молодой человек», точка зрения которого во многом близка писателю. «Нужно действовать», — говорит он Николаю Ивановичу, — как можно больше действовать! Но я хочу, чтобы каждому оставили полную свободу жить, как он понимает, а не навязывались со своими теориями, которые только раздражают. Я иду за вами следом в отрицании идолов, но поступаю откровеннее вас, потому что не хочу ровно никакого идола, даже... идола пользы. Я той веры, что самое лучшее в этом случае — поставить себе девизом: живи, как живется, делай, как можется».
В этих словах выражен протест против всех идолов современного писателю общества, налицо отстаивание идейной самостоятельности, призыв к активному действию даже в условиях «сквернейшего уездного городишки».
С. А. Макашин относит работу над повестью к двум первым годам жизни писателя в Вятке: «Встречающиеся в литературе указания, что повесть была написана еще в Петербурге, то есть в начале 1848 года, и лишь доработана в Вятке, — неосновательны. Помимо авторской датировки этому противоречит вся идейно-психологическая проблематика произведения. Она непонятна и невозможна в пределах петербургского периода и, наоборот, закономерна для вятского». Т. И. Усакина в статье «К истории создания повести М. Е. Салтыкова-Щедрина «Брусин» пытается доказать, что повесть была в первом варианте написана в 1847 г. Она делает это по тем соображениям, что первоначальный слой черновой рукописи написан черными чернилами, а второй слой коричневыми и что «главный герой первой черновой редакции повести именовался не Александром Андреевичем Брусиным, а Иваном Николаевичем Шипулиным. Совершенно очевидно, — заявляет она, — что автор опубликованной повести об Иване Мичулине не рискнул бы назвать Шипулиным героя более позднего произведения». Однако анализ рукописи, хранящейся в Пушкинском доме, убеждает в том, что в черновой редакции теми же чернилами с 21 листа герой обозначается не Шипулиным, а Брусиным. Еще в процессе первоначальной работы писатель стал называть героя Александром Андреевичем Брусиным и теми же чернилами резко зачеркнул имя Шипулина на 5, 6 и всех первых 20 страницах. Следовательно, мысль Т. И. Усакиной о том, что писатель изменил уже в ссылке фамилию Шипулина на Брусина, не может быть принята.
Отрывок из рассказа «Вчера ночь была такая тихая», написанный на бумаге с клеймом одной из фабрик Слободского уезда, куда часто выезжал писатель, был создан в первые годы вятской ссылки. В нем отразилось пережитое Салтыковым в Вятке «чувство — кратковременное, но сильное, к женщине, чье имя мы не знаем», — пишет С. А. Макашин.
Скорее всего основой для рассказа послужило кратковременное увлечение писателя Натальей Николаевной, женой губернатора Середы, о которой он не раз писал в письмах к брату и об увлечении которой в городе было много разных слухов. В отрывке есть такая фраза:
«Если предположить, что все слухи о ее соблазнительных и почти невероятных похождениях справедливы, разве это может исключить мысль о искренности ее отношения ко мне?.. Разве не могла она быть чистосердечною, говоря мне, что любит меня, как дитя своего сердца, и что эту светлую привязанность она не променяла бы на все восторги иной, плотской любви? Не натурально ли даже, что эта женщина, исчерпавшая все наслаждения любви, выпившая до дна ее чашу, захотела, наконец, отдохнуть на чувства более спокойном, но представляющем источник неисчерпаемых наслаждений?».
Мемуаристы Л. Ф. Пантелеев, В. Н. Кранихфельд, В. И. Танеев, С. П. Боткин, А. Н. Плещеев и др. говорят о двух чувствах, пережитых Щедриным в Вятке: об увлечении Н. Н. Середой и о любви к Лизе Болтиной, ставшей позднее его женой. Однако существует предположение, высказанное комментаторами последнего издания сочинений Салтыкова-Щедрина, что под Погониными в наброске «Вчера ночь была такая тихая» подразумеваются Ионины. Следовательно, в таком случае в образе Ольги Погониной, в которую влюблен лирический герой, воссоздан облик Софьи Карловны Иониной.
В Вятке, по всей вероятности, вчерне был написан и «Приезд ревизора», включенный в цикл «Невинных рассказов».
В нем идет речь о благотворительных спектаклях в Крутогорске, на одном из которых была поставлена пьеса Соллогуба, вызвавшая восторженную рецензию критика Песнопевцева.
Действительно, в Вятке 13 и 19 мая 1852 года шли пьесы В. А. Соллогуба «Беда от нежного сердца», Н. Л. Коровника «Отец, каких мало», С. П. Соловьева «Что имеем — не храним», на которые местным критиком Тянгинским была написана рецензия, напечатанная в 22 номере «Вятских губернских ведомостей». Сравнение текстов рецензий Тянгинского и Песнопевцева доказывает их большую близость и говорит о пародировании Щедриным рецензии Тянгинского. Это позволяет предположить, что первый вариант или набросок рассказа был сделан в Вятке сразу же после просмотра Салтыковым спектаклей и прочтения отзыва, появившегося в местной прессе. К тому же сначала «Приезд ревизора» входил в цикл «Губернских очерков». Но так как, по словам Щедрина, все они не были своевременно напечатаны по не зависящим от автора обстоятельствам, то рассказ появился несколько позднее — в декабрьском номере журнала «Русский вестник» за 1857 год. Не случайно писатель послал его своему вятскому другу Тучемскому, вклеив в «Губернские очерки», с которыми рассказ роднят упоминаемые в нем персонажи — супруги Голубовицкие, учитель Линкин, чиновники Порфирий Петрович, Семен Семеныч Фурначев и другие, а также захолустный Крутогорск, провинция, где, по словам писателя, «благородные спектакли всегда составляют эпоху. и на долгое время оставляют за собой отрадные воспоминания».
Салтыков-Щедрин едко высмеял в этом рассказе крутогорских чиновников, необычайно оживившихся при одном слухе о приезде ревизора: «...Петр Борисович Лепехин, охотник поиграть в двухкопеечный преферанс, внезапно вспомнил, что высшее начальство непоощрительно смотрит на такое невинное препровождение времени, и призадумался. Он почел долгом немедленно справиться об этом в своде законов, и хотя ничего похожего на угрозу там не нашел, но на всякий случай, пришедши вечером в клуб, не только сам не торопился составить партию, но даже отказался наотрез от карточки, которую предлагал ему Порфирий Петрович.
Федор Герасимович Крестовоздвижснский, пришедши в присутствие, потребовал себе немедленно какие-то четыре дела («знаете: те дела, по которым...»). И, обнюхавши их, вдруг пришел в восторженность, замахал руками и закричал: «Завтра же! Сегодня же! Катать их1 Под суд их!»
В будку, которая с самой постройки своей никогда не видала будочника и оставлена была без стекол, поставили первого и вставили последние... «Словом, всякий готовился к приезду ревизора по-своему».
В Вятке Салтыков работал также над публицистическими и историческими трудами: писал статью «Об идее права», биографию политического деятеля XVIII века итальянского юриста Чезаре Беккариа, изучал его трактат «О преступлениях и наказаниях». Набросок биографии Беккариа и заметки «Об идее права» были написаны на бланках советника вятского губернского правления. Мысли, высказанные в них, свидетельствуют о росте политической зрелости сатирика в вятское семилетие. Так, повторяя мысль Беккариа, что в уголовном законодательстве отражается со всеми ее сторонами внутренняя и внешняя жизнь народа, Салтыков замечает: «Если правовые институты не являются «продуктом народной жизни», то такие факты никогда не проходят даром: рано или поздно народ разобьет это прокрустово ложе, которое лишь бесполезно мучило его. Как бы ни был младенчески не развит народ (а где же он развит?), он все-таки никогда не захочет улечься в тесные рамки искусственно задуманной административной формы». Безусловно, эта мысль Щедрина в условиях самодержавного режима была необыкновенно дерзкой.
Писатель создавал также в Вятке «Краткую историю России» (до Петра Первого) — своего рода рукописный учебник для Елизаветы и Анны Болтиных, который отдельными листами вместе с письмами пересылал своей невесте во Владимир, куда Болтины переехали в 1853 году.
Кроме того, он занимался переводами произведений французских политических деятелей — Токвиля, Вивьена и Шерюеля.
Таким образом, семь лет, проведенные в Вятке, не были периодом творческого бесплодия, как это считалось до недавнего времени, а были порой вынашивания и созревания крупнейшего сатирического цикла — «Губернских очерков», создания ряда художественных и публицистических произведений, временем рождения сатирического таланта Салтыкова-Щедрина. Не случайно многие щедриноведы называют Вятку родиной писателя как сатирика.
Вятская жизнь, по справедливым словам С. А. Макашина, оставила «глубокий и плодотворный след в творчестве Щедрина».
Она дала богатейший материал для всей последующей литературной деятельности писателя. Впечатления ссылки отразились в «Невинных рассказах» («Гегемониев», «Зубатов», «Утро у Хребтюгина», «Святочный рассказ»), в «Женихе».
«Смерти Пазухина», «Тихом пристанище», в отрывках из «Книги об умирающих», в цикле «Благонамеренные речи» («Тяжелый год»), в «Письмах о провинции» (письмо 12-е), рассказах для детей («Годовщина», «Добрая душа»), «Мелочах жизни» («Портной Гришка», «Счастливец»), в «Игрушечного дела людишках» и других произведениях.
В них углубляется критический взгляд Щедрина на жизнь, усиливается сочувственный интерес к народу, сатира Салтыкова приобретает еще более остросоциальный, политический характер.
Так, в «Святочном рассказе», созданном под впечатлением от поездок по Вятской губернии, писатель с теплотой изображает случайно встреченного им вятского парня Петрушу и его семью:
«Физиономия его была чрезвычайно симпатична; хоть гладко выстриженные волосы несколько портили его лицо, тем не менее общее его выражение было весьма приятное. Казалось бы, что общего между мною и этою случайно встреченною мною семьей, какое тайное звено может соединить нас друг с другом? И между тем я несомненно сознавал присутствие этой связи, я несомненно ощущал, что в сердце моем таится невидимая, но горячая струя, которая без ведома для меня самого приобщает меня к первоначальному и вечно бьющему источнику народной жизни... Горько мне было расставаться с этими людьми».
В рассказе «Добрая душа» писатель с большой сердечностью рисует образ простой вятской женщины Анны Марковны Главщиковой: «Когда я был в той трущобе, о которой всем недавно рассказывал, то случай свел меня... с одной беспредельно доброю женщиной, воспоминание о которой будет благословенно для меня до конца моей жизни... Как теперь помню, жила она в своем маленьком одноэтажном, об трех окнах на улицу домике, около которого стоял довольно поместительный амбар с большими створчатыми окнами. Когда я знавал Анну Марковну, она уже была женщина лет за пятьдесят. На дворе у нее всегда бегало великое множество детей. Эта любовь Анны Марковны и послужила соединительною связью между ею и мною. Я не могу пройти мимо маленького ребенка без того, чтобы не погладить его по головке или не дать ему пряничка. Анна Марковна сразу заприметила это мое свойство, и стал я ей люб. А еще любее сделался ей, когда она узнала, что я принадлежу к числу «несчастненьких», что я тоже в своем роде «узник»... А в глазах Анны Марковны после младенца не было в свете краше человека, как «несчастненький» или «узник». Часто, почти каждый день я беседовал с нею, и все, что я уже знал, о чем говорила мне книга, все это как будто я во второй раз понял и сердцем, и мыслью, и всем существом».
Писатель противопоставляет простым людям из народа крутогорское купечество и чиновничество с их страшными нравами.
Так, в реалистической сатирической комедии «Смерть Пазухина», которую исследователи, например, Эльсберг, ставят в один ряд с гоголевским «Ревизором», показана бешеная борьба, разгоревшаяся вокруг двухмиллионного наследства крутогорского откупщика Пазухина, всю жизнь прожившего, по словам одного из персонажей комедии, «гнусным манером».
После вятской ссылки Салтыков-Щедрин создал такие шедевры мировой литературы, как «История одного города», цикл сатир «Помпадуры и помпадурши», «Дневник провинциала в Петербурге», «Благонамеренные речи», роман «Господа Головлевы», «Пошехонскую старину», драматические сатиры «Тени», многочисленные сказки и другие произведения.
Творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина оказало огромное влияние на всю русскую и мировую литературу. Его воздействие испытала и местная литература. Авторы и издатели знаменитой «Вятской незабудки», изданной тремя выпусками в Петербурге в 1877 —1878 гг., во всех статьях, очерках и рассказах сознательно стремились следовать «манере обоюдоострого Щедрина».
Влияние сатирика на вятичей и популярность его среди них были огромными. В 1888 году врач Филимонов, отец одного из авторов «Вятской незабудки», послал Щедрину альбом: «Этим даром, — писал он издателю Пантелееву, — вятчане имели в виду почтить 40-летнюю литературную деятельность своего любимого писателя, всегда чуткого и отзывчивого на все злобы дня. Альбом этот вятчане просят Михаила Евграфовича принять в воспоминание о Вятке и тех годах, которые ему пришлось провести в этом городе».
В советское время любовь к сатирику на вятской земле стала еще более крепкой. В Кирове усилиями энтузиастов под руководством ученого и писателя Е. Д. Петряева организован литературный музей, создатели которого попытались воспроизвести в мемориальном кабинете сатирика обстановку, характерную для 50-х годов XIX века. Сюда приходят кировчане, выражающие благоговейное уважение к великому писателю.